Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • Контакты
Четверг, 25.4.2024, 22:15

Дорога от укр. Шали до Таузенской засеки, на поляне того же имени (19 в.). Дорога сначала до аула Бассен-берды, на расстоянии 6½ верст, следует по левому берегу р. Басс ровною местностью и вдоль проложенной просеки, далее мимо аула Агашты она на протяжении 12½ верст идет той же просекою вверх по широкому ущелью р. Басса, где прежде чем достигнет аула Агашты , пересекает несколько небольших ручьев; затем следует тем же ущельем и перейдя несколько раз русло р. Басс, достигает Таузенской засеки. Грунт земли глинисто-хрящеватый; дорога хорошо разработана для повозочной езды. Дорога от Таузенской засеки до укр. Веденя (шт.-кв. Курин, пех. полка) (19 в. 371 саж.). Дорога эта имеет направление на восток. Сначала от засеки до аула Алистанжи, на расстоянии 9 в. 346 саж., она следует по ровной и открытой местности правого берега р. Басс, потом делает незначительный подъем на тот пункт, где соединяются хребты Даргендукский и Маих-Басса, откуда вступив в просеку, проложенную на пушечный выстрел в обе стороны, дорога пролегает по ровной местности, пересекая на этом пространстве 5 незначительной глубины балок и одну в крутых берегах, – и затем доходит до аула Алистанжи. Далее от Алистанжи до Веденя, дорога на протяжении 10 в. 25 саж., сначала зигзагами по легкому склону следует к речке Арджи-ахк (Алистанджи-ахк), переходит ее в брод и такими же зигзагами поднявшись на противоположный крутой берег ее, она опять мелкими зигзагами и легким подъемом пересекает две отрасли гор, отходящих от хребта Чермой-лам и приток р. Хулхулау. Здесь, оставя вправо деревянную оборонительную башню и перейдя по мосту через р. Хулхулау, дорога поднимается на крутой берег этой реки, откуда по Веденской поляне достигает укр. Ведень. На всем своем протяжении описанная дорога имеет грунт глинистый и вязкий, так как она следует большею частию по тем местам, где недавно еще рос густой строевой лес и вследствие этого почва не успела еще обсохнуть от ветров, почему, во избежание топей и грязи, с обеих сторон дороги прорыты канавы для стока воды. Вообще дорога удобна для провоза тяжестей. В последнее время отряды наши следовали из кр. Грозной по вышеописанным дорогам в Ичкерию для разорения Веденя. Теперь этот путь служит главным сообщением левого крыла через Андийский хребет с Дагестаном. ......Река Басс образуется из нескольких ручьев, берущих начало из горы Эленджи-ари-корт; по слиянии их на Таузенской открытой поляне, имеющей пространство более 16 квадратных верст, река эта при северном направлении и на расстоянии 13-ти верст, прорезав кряж Черных гор, проходит по довольно широкому ущелью, оба бока которого были покрыты лесом, но он ныне вырублен нашими войсками. Далее она выходит на плоскость и достигает аула Шали, от которого р. Басс, до впадения своего в Сунжу у поста Мячик-Юртовского, именуется Джалкою...